эколого-биологический отдел
Основные цели и задачи эколого-биологического отдела
Эколого-биологический отдел является координатором экологического воспитания и образования в г.Бугуруслане.
Благодаря тесному сотрудничеству со школами города, эколого-биологическое дополнительное образование, позволяет развивать личность ребенка, расширять, углублять и дополнять базовые знания, выявлять и развивать потенциальные возможностей ребенка, в комфортной для него обстановке.
В настоящее время экологическое образование и воспитание подрастающего поколения - не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие дальнейшего выживания. Поэтому эколого-биологический отдел призван
способствовать целенаправленному воздействию на духовное развитие детей и подростков, воспитанию нравственности в отношениях их к природе, людям и самим себе, для этого необходима широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении.
Образовательный процесс в эколого-биологическом отделе Центра развития творчества детей и юношества организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству. Он основан на методологических принципах гуманистической педагогики, ориентированной на развитие личности ребенка, где ведущим аспектом является непрерывность экологического образования
и воспитания.
За время работы эколого-биологического отдела наметилась концепция деятельности. Основными ее направлениями стали:
-
вооружение воспитанников глубокими экологическими знаниями, привитие им навыков осознанной экологической культуры и грамотности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
-
создание условий для всестороннего развития личности ребенка, возрождения его духовно-нравственной культуры, формирование стремления к здоровому образу жизни;
-
совершенствование и обновление форм и методов учебно-воспитательной деятельности,
-
развитие взаимодействия с образовательными учреждениями города по активизации исследовательской работы с детьми в области экологии и охраны природы.
В
соответствии с поставленными задачами работа осуществляется по следующим направлениям:
·
кружковая работа;
·
методическая работа;
·
научно-исследовательская работа;
·
организационно-массовая работа;
·
природоохранительная работа;
·
экологическое воспитание учащихся.
Работа экологического отдела нацелена на то, чтобы экологическое воспитание и образование стало приоритетным звеном в системе образования.
Организационно-массовая работа
Организационно-массовая работа занимает в отделе одно из важных мест в системе экологического образования и воспитания. Большое количество мероприятий проходят в отделе в течение года.
В
отделе ежегодно проводятся интересные мероприятия, конкурсы, акции: выставка новогодних композиций «Вместо ёлки – Новогодний букет», Акция «Летопись добрых дел», смотр – конкурс на лучшее благоустройство школьной территории, конкурс «Подрост», смотр-конкурс «Зеркало природы», дни защиты от экологической опасности и другие.
Природоохранная деятельность
Эколого-биологическим отделом, в целях привития экологического самосознания проводятся различные природоохранные акции, участниками которых ежегодно становятся более 1 тысячи ребят. Природоохранные мероприятия позволяют решить одну из главных воспитательных задач – помочь ребёнку вступить в диалог с природой, через эмоциональную сферу личности детей стимулировать интерес к проблемам её охраны.
Так, акции «Живи, родник, живи!», «Малым рекам полноводность и чистоту» позволяет детям соприкоснуться с природой, увидеть её беды и помочь ей. Во время этих акций учащиеся всего города осуществляют рейды по очистке береговых зон водоёмов от бытового мусора, сушняка; расчищают и облагораживают родники.
Цель акции «Марш парков», привлечь внимание населения, главным образом школьников, к проблемам памятников природы особо охраняемых территорий и практическим действиям по их сохранению.
Операция «Птицеград» одна из самых массовых акций, в ней ежегодно участвует более 300 человек. Во время проведения этой операции учащиеся заготавливают корм для зимующих птиц, изготавливают кормушки, к весне готовят искусственные гнездовья и развешивают их в лесных массивах.
В рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности учащимися всех образовательных учреждений района проведится огромная практическая природоохранная работа.
В
каждой школе созданы уголки по охране природы, содержание которых регулярно обновляется. Все это направленно на привитие детям ответственности за будущее нашей планеты.
В течение всего года в школах города и на базе Центра развития творчества детей и юношества проводятся разнообразные природоохранные мероприятия: конкурс «Юных экологов», «Зеркало природы»;
операции: «Чистый двор», «Родник», «Первоцвет», «Муравей», «День Земли», «День Воды» и т.д.
Все проводимые мероприятия, акции, проекты позволяют сделать воспитание и обучение более развивающим и деятельным, нацеленным на создание условий для развития творческих способностей учащихся, позволяет не только показать ребятам, удивительные возможности человека с природными объектами, но и включить их во взаимодействие.
Таким образом, экологическое воспитание и образование в городе направлены на
формирования у школьников научного мировоззрения, системы отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, обществом, с самим собой, направленной на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для
настоящих и будущих поколений.
Исследовательская деятельность
Активной формой экологического образования является исследовательская и опытническая деятельность, которая способствует формированию у ребят системы научных знаний. Так, воспитанники кружков изучают состояние окружающей среды в окрестностях г.Бугуруслана, знакомятся с разнообразием растительного и животного мира. Учащиеся учатся оценивать экологию отдельных компонентов и экосистем в целом. Исследовательская деятельность наших воспитанников позволила им принять участие в районных, областных и Всероссийских научно-исследовательских конференциях и олимпиадах. Исследовательской и опытнической деятельностью занимаются педагоги Центра развития творчества детей и юношества, широко распространяется исследовательская деятельность среди школьников города.
Ежегодно школьники города становятся участниками различных конкурсов исследовательских работ не только районного, регионального, но и Всероссийского
значения.
Научно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, способствует:
- всестороннему развитию личности ребёнка через привитие интереса к изучению природы;
- развитию умений и желаний детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- принятию знаний не на веру, а через осмысление полученных лично фактов;
- возможности двигаться по образовательному маршруту самостоятельно, получая удовольствие от познавательного процесса. |