Система дополнительного
образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих
интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования
стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным
уровнем знаний и ограниченными возможностями. Одной из задач Центра развития
творчества детей и юношества стала забота о воспитании и обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Такие дети требуют особого
педагогического подхода в обучении, так как круг общения их невелик, а мы можем
предоставить им возможность реализовать свой потенциал.
Учреждение дополнительного
образования не осталось в стороне от
решения этой проблемы. В результате был написан проект «Помоги ближнему» для
детей от 4 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Таких в городе 167
человек. Срок реализации проекта 5 лет.
Для достижения результата была
определена цель: формирование
эффективной системы поддержки детей особой заботы и их семей в дополнительном
образовании.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- создать условия для
интегрированного включения детей в образовательную среду, социум;
- отработать модель
социально-психологической адаптации детей-инвалидов к воспитательно-образовательной
среде МАУДО ЦРТДЮ;
- разработать нормативную и
методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс
в МАУДО ЦРТДЮ;
- воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к
«особенным» детям.
В этом учебном году проведены индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов». Группа педагогов Центра разработала дополнительные общеобразовательные программы:
1. «Увлекательное рисование», педагоги: Щекотурова Н. Г.
2. «Мир на ладошке», педагог: Волкова Н. К.
3. "Развивашка", педагог: Автаева О.А.
4. "Мир лепки", педагог: Долженкова Т.А.
5. "Считалочка", педагог: Автаева О.А.
6. "Мир чудес", педагог: Спиркина А.В.
Программы обеспечивают образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и "особых" детей , создают условия для успешного развития их творческих способностей, творческого потенциала в учреждении дополнительного образования. Проведен социальный опрос и с согласия родителей в МАУДО ЦРТДЮ занимаются 12 "детей с особыми нуждами".
С "исключительными" детьми в Центре творчества работает социально-психологическая служба. В любое время ребенок и его родители могут обратиться за консультацией к педагогу – психологу ЦРТДЮ Ядыкиной Е.В. Она помогает найти выход из конфликтной ситуации или принять альтернативное решение.
Совместными усилиями педагоги дополнительного образования и родители создают атмосферу безопасного самопознания, снимают чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, формируют толерантное и независимое отношение к оценочным суждениям по поводу состояния его здоровья, формируют у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации.
Администрация Центра
творчества планирует открыть ресурсную комнату для работы с детьми "особой заботы", которая
будет разделена на четыре
зоны:
- зона консультативной работы;
- зона образовательной
деятельности;
- зона игровой терапии;
- зона релаксации и снятия
психоэмоционального напряжения.
Мы ожидаем, что создание в Центре творчества условий для обучения детей с ограниченными возможностями окажет положительное влияние не только на качество обучения, но и на формирование личности каждого ребенка в учреждении.